Расположенный на живописных скалистых берегах бухты Защитной Выборгского залива, парк Монрепо (фр. *Mon Repos* — «мой покой», «моё отдохновение») представляет собой уникальный культурный и исторический феномен общемирового значения. Это единственный в России масштабный пейзажный скальный парк, где суровая, аскетичная красота карельского ландшафта — гигантские гранитные «бараньи лбы», отполированные древним ледником, темные хвойные чащи, извилистые заливы — была одухотворена и преображена гением эпохи Просвещения и Романтизма, превратившись в идеализированный поэтический образ, в место для уединения, философских размышлений и эстетического наслаждения.
История этих земель начинается задолго до появления усадьбы. В шведский период (до 1710 года) на острове Твердыш, где ныне раскинулся парк, располагались коровьи пастбища, а сама местность носила название «Лилла Ладугорд» (со швед. — «Маленькая скотобойня»). После взятия Выборга Петром I в 1710 году эти земли были пожалованы коменданту Выборгской крепости. На протяжении XVIII века усадьба, сменив несколько владельцев, постепенно благоустраивалась. Одним из ключевых этапов стало владение ею генерал-губернатора Выборга принца Фридриха Вильгельма Карла Вюртембергского, брата будущей императрицы Марии Фёдоровны. Именно при нём, около 1770 года, за усадьбой закрепляется название «Монрепо», и здесь впервые разбивается небольшой парк в модном тогда «английском духе», получивший у современников название «Северная Швейцария» за свой скалистый рельеф.
Подлинный расцвет Монрепо неразрывно связан с именем Людвига Генриха (Андрея Львовича) Николаи. Выходец из эльзасской семьи, блестяще образованный дипломат, библиофил и поэт, воспитатель великого князя Павла Петровича (будущего императора Павла I), а впоследствии — президент Императорской Академии наук, он приобрел имение в 1788 году. Для Николаи Монрепо стало не просто летней резиденцией, но делом жизни, воплощением его философских и эстетических взглядов. Под его руководством и по его замыслам, часто изложенным в собственных стихах, и начал создаваться тот самый пейзажный парк, который мы знаем сегодня.
Принцип его создания был диаметрально противоположен регулярным французским паркам. Николаи не насиловал природу, а бережно выявлял её скрытую гармонию. Он видел задачу в том, чтобы «угадать» гений места (*genius loci*) и помочь ему раскрыться. Извилистые тропинки, проложенные таким образом, чтобы за каждым поворотом открывался новый живописный вид, архитектурные павильоны, поставленные в ключевых точках для фиксации взгляда, поэтические названия, данные утесам и гротам, — всё это работало на создание сложного, многослойного образа. Его сын, Пауль Николаи, и последующие поколения семьи продолжали развивать и обогащать парковый ансамбль, добавив в него такие важные элементы, как фамильная усыпальница на острове Людвигсштайн.
Судьба Монрепо в бурном XX веке полна драматизма. После советско-финских войн (1939-1944) Выборг отошел к СССР, и семья Николаи навсегда покинула имение. Начался период упадка. На территории парка последовательно размещались различные учреждения: дом отдыха военнослужащих, туристическая база, жилой квартал. Усадебные постройки ветшали, парк зарастал, малые архитектурные формы разрушались, а уникальная ландшафтная композиция приходила в запустение. Бесценная библиотека была утрачена, а Усадебный дом и Библиотечный флигель серьезно пострадали от пожаров и нецелевого использования.
Переломным моментом стал 1988 год, когда на территории Монрепо был создан Государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Это спасло парк от полного уничтожения. Началась долгая и кропотливая работа по его изучению и восстановлению. Кульминацией этого процесса стала масштабная реставрация, стартовавшая в 2011 году и в основном завершившаяся к 2022 году. Были отреставрированы главные архитектурные доминанты — Усадебный дом и Библиотечный флигель, воссоздана Часовня Людвигсштайн, приведены в порядок скальный ландшафт и исторические аллеи.
Деревянный главный дом в стиле классицизма, скромный и изящный, служит композиционным и смысловым центром ансамбля. Он олицетворяет собой идею «дома уединённого мудреца». Рядом расположен Библиотечный флигель — духовное сердце Монрепо. Его знаменитая коллекция, насчитывавшая тысячи томов, была разорена в послевоенные годы. Сегодня в отреставрированных зданиях размещены музейные экспозиции, рассказывающие об истории семьи Николаи и создании парка.
Это самый романтический и узнаваемый символ Монрепо. Небольшой скалистый остров с высокой неоготической капеллой, служившей фамильной усыпальницей. Идея захоронения на уединённом острове, куда можно попасть лишь преодолев водную преграду, была глубоко символична в эпоху Романтизма и отсылала к образам «острова мёртвых». Вид на Людвигсштайн с главной аллеи парка — это тщательно выстроенная «картина», олицетворяющая размышления о вечности и бренности земного пути.
Храм Нептуна, ротонда на мысу, обращена к заливу и символизирует связь с морем, путешествиями и внешним миром. Павильон «Храм» (или «Нарцисс»), расположенный на высокой скале, напротив, предназначен для взгляда внутрь себя, для уединённого созерцания открывающихся с высоты бескрайних просторов. Китайские мостики (Заколдованный и Большой арочный) — это дань моде на шинуазри (китайщину), они вносят в северный пейзаж элемент экзотики и интриги.
Ландшафт Монрепо невозможно представить без его гранитных исполинов. Скала «Остров Мёртвых» (своего рода природный двойник Людвигсштайна), утес «Пьющий дракон», чьи очертания действительно напоминают мифическое существо. Рукотворный грот «Мечта», вырубленный в скале, создаёт таинственное, интроспективное пространство, уводящее посетителя от внешней суеты.
Установленная у входа в парк в 1870-х годах, эта фигура главного героя карело-финского эпоса «Калевала» работы известного скульптора Йоханнеса Таканена не просто декоративный элемент. Она — прямое указание на древнее культурное наследие этой земли, её глубинную связь с карельским и финским эпосом, что добавляет парку ещё один, мифологический, пласт восприятия.
Парк Монрепо — это гораздо больше, чем просто музей или место для прогулок. Это сложный, многослойный текст, созданный из камня, воды, деревьев и архитектуры. Это воплощение идеи о том, что природа — это не просто ресурс, но величайшее произведение искусства, которое человек может лишь бережно дополнить. Это диалог культур — шведской, русской, немецкой, финской; это разговор эпох — Просвещения и Романтизма; это пространство, где каждый может найти своё собственное «отдохновение» — будь то эстетическое наслаждение, историческое открытие или тихая, личная беседа с вечностью, воплощённой в граните и отражённой в спокойных водах выборгских шхер.